Гомельское областное общественное объединение инвалидов с нарушением функций опорно-двигательной системы

"Инвалиды-спинальники"

«Если водитель автобуса поможет человеку с инвалидностью, его лишат премии». В Минске создали школу патронажного ухода

Последние пять лет Инна и Денис занимаются активной реабилитацией: помогают людям с инвалидностью почувствовать уверенность в себе и своих силах, а еще обучают соцработников.

Сначала Денис волонтерил в «Минской ассоциации инвалидов-колясочников», затем Инна пригласила его побыть инструктором в «Лагере активной реабилитации». Сейчас они проводят практический курс в школе патронажного ухода «Азбука заботы» для родственников людей, нуждающихся в уходе, соцработников и сиделок.

«У МАМЫ НЕТ РУК И НОГ, НО ОНА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА»

 – В коляске я уже 31 год, травму получила еще в молодости. Она оказалась очень тяжелой – перелом позвоночника в шейном отделе с полным разрывом спинного мозга. С такими показателями я должна лежать и моргать глазами, – спустя столько лет Инна уже может рассказывать об этом с улыбкой. Кажется, она приняла все то, что с ней случилось в 19 лет, и теперь живет, не оглядываясь назад. И зачем, если впереди еще столько дел: «Лагеря активной реабилитации», где она делится своим опытом и помогает другим обрести уверенность в себе, курсы и семинары для профессиональных сиделок, ассистентов и нянь в «Азбуке заботы».

– Прийти в себя мне помогла спортивная закалка – я кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике. После травмы мой день был расписан, как у олимпийского чемпиона: дыхательная зарядка, завтрак, первая тренировка – пассивная гимнастика, обед, отдых и учеба – мне приходилось заново учиться писать. Вторая половина дня – стояние в вертикализации и тренировка.

В реабилитации активно помогали близкие, которые не бросили в сложный период. Друзья приходили, чтобы заниматься со мной зарядкой, вытягивали на прогулки и шашлыки.

Сначала за мной ухаживали родители. Постепенно я училась, и вот последние 20 лет мы с мужем – он тоже колясочник – живем самостоятельно: стирка, уборка, готовка, шитье. Единственное, чего я не могу, – водить автомобиль. Даже вымыть окна в квартире – тоже можно приспособиться.

С Денисом Инна знакома «кажется, тысячу лет». Впервые она увидела Дениса, когда он был еще мальчишкой – женщина давно дружит с его мамой: «Помню, как он помогал мне с коляской, когда я приезжала к ним в гости».

– Моя мама – тоже человек с инвалидностью: у нее нет рук по локоть и ног по колено. Она родила меня сама, воспитала сама. Она совершенно независимая женщина, – с гордостью рассказывает Денис. – Сейчас она живет одна в двухкомнатной квартире без какой-либо посторонней помощи. Умеет писать, вышивать крестиком, готовить, убирать и периодически смотрит за внуком.

А вырос я в доме, где находится «Дом ветеранов» на Рокоссовского. Там же была база «Лагеря активной реабилитации» с 1997 по 2007 год, поэтому с людьми с инвалидностью я знаком с раннего детства. Можно сказать, разбирать и собирать коляску научился раньше, чем велосипед (смеется).

– Я просто знаю, что человек с инвалидностью ничем не отличается от других. И мы пытаемся показать это людям в лагерях реабилитации и на курсах в «Азбуке заботы». Этим летом люди с инвалидностью смогли покататься на аттракционе «Супер-8», хотя, казалось бы, как это возможно?

Денис окончил БГУФК, поэтому легко смог влиться в движение лагеря. Из-за изменений в законодательстве с 2007 по 2012 год проводить лагеря реабилитации в Беларуси было невозможно. Но теперь в качестве инструктора его приглашают даже в подобные лагеря в Швеции.

– И в этом случае моя история – пособие по применению: я должна была лежать, но вот живу самостоятельной жизнью, преподаю, постоянно путешествую и улыбаюсь, – дополняет Инна. –  Поэтому, когда мне кто-то говорит: «Я не могу», в ответ я всегда спрашиваю: «А ты пробовал?» Не все получается с первого раза, но в любой ситуации можно что-то придумать. Именно этому мы учим в «Лагере активной реабилитации» и на курсах школы патронажного ухода «Азбука заботы».

СОЦРАБОТНИКОВ НАБИРАЮТ СО СТОРОНЫ

– К сожалению, сейчас сотрудники социальной службы, которых государство предоставляет за деньги, чаще всего не проходят профессиональной подготовки по уходу и сопровождению, – объясняет Денис. – Их набирают со стороны. Наше законодательство не предусматривает двух человек для оказания помощи, а это значит, что стокилограммового лежачего вынуждена переворачивать одна санитарка. Вообще, к труду санитаров и сиделок у нас относятся пренебрежительно – мол, что там сложного накормить и судно поменять.

На самом деле, не зная корректных способов, можно навредить не только болеющему, но и себе: например, сорвать спину. А такая мелочь, как крошки в постели или складки на простыне лежачего, могут стать причиной пролежней, которые придется лечить месяцами, хотя можно было бы их просто избежать.

То же самое касается всех видов транспорта и архитектурных преград: не нужно изобретать колесо, корректные способы помощи в таких ситуациях уже придуманы, и обучиться им можно за несколько дней, и мы про них рассказываем. Почему до сих пор не провели курс для водителей общественного транспорта – вопрос открытый.

В Германии, к примеру, на остановках водитель опускает пандус и выходит, чтобы помочь человеку с инвалидностью заехать в автобус. А у нас водители иногда даже не знают, как работает пандус, а бывает, что он вообще приварен. Хотя мой знакомый, когда работал водителем, рассказывал, что его маршрут рассчитан по минутам. И если он хотя бы два раза за круг выйдет из кабины, чтобы помочь, его лишат премии за опоздание в парк.

Школа патронажного ухода «Азбука заботы» первой в Беларуси занялась профессиональным обучением сиделок, ассистенов и нянь для людей, которые нуждаются в уходе, их родственников и тех, кто хочет получить новую профессию. Для проекта «Безопасное сопровождение людей в инвалидных колясках» пригласили Инну и Дениса: они обучают сотрудников государственных учреждений со всей Беларуси. Попасть в школу патронажного ухода может любой желающий – особенно те, кто столкнулись с такой жизненной необходимостью.

В своем небольшом курсе партнеры не читают лекций, они на практике отрабатывают спуск с лестниц, преодоление бордюров и другие запросы, которые поступают от «учеников». Во время занятий соцработники постоянно меняются ролями, чтобы как следует прочувствовать – как это, например, сидеть в инвалидной коляске, когда тебя пытаются поднять по ступенькам.

«СИДЕЛКИ НЕ ЗНАЮТ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОЛЯСКОЙ»

Все, что делает Денис для активной реабилитации в Беларуси, – его хобби. В остальное время он – тренер по гребным видам спорта. Инна сейчас тоже не работает, почти все ее время уходит на преподавание и организацию мероприятий: она заместительница председателя Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников по активной реабилитации. Живет героиня на пенсию, которую ей выплачивает государство.

– Наш курс в «Азбуке заботы» – только начало, но мы уверены, что это большой шаг, – с уверенностью говорят преподаватели курса. – Всего за трехчасовое занятие сиделки с пятнадцатилетним стажем узнают вещи, о которых даже не подозревали.

– Скажу больше: многие из них даже не знают, как правильно пользоваться инвалидной коляской. И это несмотря на то, что коляски бывают разных видов для людей с разной степенью инвалидности и физическими возможностями. Навыки, которые мы даем соцработникам, помогают облегчить их труд, избежать серьезных травм и не ставить под угрозу жизнь и здоровье своих подопечных. Мы думаем, что, только помогая и заботясь о себе, ты будешь готов качественно делать то же самое и для другого человека – важно не навредить себе.

– Помимо этого, Денис всегда старается привозить из-за границы новые приспособления, которых пока нет в Беларуси. Мы показываем, как они работают, в чем их предназначение и почему их по возможности нужно использовать.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР

– Наши люди еще не привыкли ко многим вещам. И понятно, что, увидев человека, скажем, без рук и ног, многие начинают паниковать. Такое было и с моей женой, когда она впервые познакомилась с моей мамой, – без стеснения рассказывает Денис. – Она потеряла дар речи, чуть ли не объехала по стене, а когда мы вернулись домой – плакала еще сутки. Она постоянно пыталась помочь моей маме и никак не могла свыкнуться с мыслью, что моя мама – самостоятельный человек.

Такая реакция – это нормально, ведь моя жена, например, никогда не видела человека с инвалидностью. Думаю, как и многие белорусы. И здесь важно понимать: людям с инвалидностью не нужна жалость, а если вы решили помочь – сначала спросите, нуждаются ли в вашей помощи. Самое важное – не забирать у человека пусть иногда единственную способность что-то делать самостоятельно. В работе сиделок это особенно важный аспект: это поможет и свои силы сберечь, и подопечному даст возможность почувствовать себя полноценным человеком.

Мы уверены, в будущем ситуация изменится, во многом поможет инклюзивное образование. Дети с детства должны знать, понимать и видеть, что люди бывают разные – и это нормально.

 

 Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by и 34mag.net.

 

 

Последние новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =