Гомельское областное общественное объединение инвалидов с нарушением функций опорно-двигательной системы

"Инвалиды-спинальники"

«Бордюр для колясочника − непреодолимое препятствие». Сергей Бауманис о тренингах для водителей общественного транспорта в Гомеле

Гомельское областное общественное объединение инвалидов с нарушением функций опорно-двигательной системы «Инвалиды-спинальники» уже не первый год проводит тренинги для водителей общественного транспорта. Такие занятия помогают маломобильным пассажирам легче передвигаться по городу: водители автобусов и троллейбусов после обучения понимают, как улучшить этот процесс. Журналист газеты «Вместе» побеседовала с Сергеем Бауманисом, одним из организаторов тренингов, и узнала, что мешает сделать транспорт полностью инклюзивным.

Обучение в подвальных помещениях

− До 2007-го года инвалидам I группы, у которых есть нарушения опорно-двигательного аппарата, государство выдавало автомобили с ручным управлением − или бесплатно, или за какой-то небольшой процент. В те времена в каждом областном центре были организованы курсы, на которых людей с инвалидностью обучали вождению, что тоже было бесплатно. Так, человек получал машину и, если ему позволяло здоровье, отправлялся на обучение, где получал права, а после спокойно садился за руль машины с ручным управлением и ездил, − вспоминает Сергей Бауманис. − Но в 2007-ом году льготы отменили. С тех пор машины людям с инвалидностью нужно покупать самим, никаких преференций больше не предоставляется. Естественно, человек, получающий только пенсию, позволить себе автомобиль не может. Да, возможна помощь родителей, но следующий шаг − получение прав − тоже перестал быть бесплатным. Где-то 10 лет назад в гомельской автошколе появилась машина с ручным управлением, с которой можно было работать людям с инвалидностью, но классы, где проходило обучение, были либо в подвальных помещениях, либо на втором или третьем этаже, куда колясочнику попросту не добраться. Получалось, что за год на такие курсы приходило два-три человека с инвалидностью. Если бы была возможность приобрести автомобиль на льготных условиях, как это было раньше, ситуация сложилась бы иная.

Сергей Борисович отмечает, что сейчас существует льгота, с помощью которой можно привезти автомобиль из западных стран и растаможить с 50%-ой скидкой. Недостаток этой схемы − хлопотность и все то же получение водительских прав, которое часто невозможно для человека с инвалидностью в условиях маленького города.

− Обучение вождению проходит на протяжении трех месяцев. В маленьких районных центрах это проблематично − в автошколах редко есть автомобили с ручным управлением. Раньше был такой бонус: человек мог пройти курс теории по месту жительства, а потом поехать в Минск на практику, непосредственно на обучение на автомобиле. Но, опять же, это свернулось из-за нежелания автошкол. Их основной доход заключается в работе инструктора, покупке бензина, эксплуатации автомобиля. Им невыгодно брать людей только на теоретический блок. Получается, человеку на коляске лучше сразу ехать в большой город, снимать там жилье и в течение нескольких месяцев обучаться вождению. Но это большие денежные затраты, на которые не каждый готов решиться.

Мелкие нюансы и 20-сантиметровый бордюр

− Вот уже пять лет мы проводим тренинги для водителей автобусных и троллейбусных парков. Рассказываем, как правильно взаимодействовать с людьми на колясках и с теми, у кого есть нарушения зрения (в этом нам помогает БелТИЗ). Водитель общественного транспорта должен понимать, как правильно завезти колясочника внутрь транспортного средства, правильно припарковаться на остановке. Кроме того, важно различать сами коляски: большие, маленькие, электрические, − делится Сергей.

− Мы знакомим водителей с колясочниками, чтобы они сами пробовали поднимать, опускать, завозить в салон маломобильных пассажиров. Наши тренинги проходят ежегодно − какие-то водители перестают работать в автопарках, им на смену приходят новые. Поэтому и важно напоминать, что есть люди на колясках и они перемещаются по городу на троллейбусе или автобусе.

Еще 10-15 лет назад низкопольного транспорта было очень мало, но сейчас в Гомеле электротранспорт на 80-85% адаптирован для людей на колясках. Кроме того, автобусный парк даже идет навстречу маломобильным пассажирам: если колясочник ждал городской транспорт и пропустил один автобус ввиду невозможности в него заехать, то следующий обязательно будет низкопольный. Еще у автопарка есть такая услуга: можно позвонить и попросить, чтобы по определённому маршруту в нужное время через день или два отправили низкопольный автобус. Они идут навстречу − этим может воспользоваться любой колясочник. Поэтому наши тренинги дают видимый результат. В наших планах все еще остаётся работа с жилищно-коммунальным хозяйством: важно не только инструктировать водителей городского транспорта, но и правильно обустраивать автобусные остановки. Например, бордюрный камень должен выступать на 20-25 сантиметров: тогда не будет ступеньки и человек на коляске спокойно попадёт в низкопольный транспорт без посторонней помощи, − рассказывает Сергей Бауманис.

Водителей общественного транспорта инструктируют в автопарках: у них есть стандарты по обслуживанию маломобильных пассажиров. Но не каждый водитель знает, что нужно учесть и более мелкие нюансы, на которые и делают акцент организаторы тренингов:

− Некоторые люди вообще не знают,  что такое коляска, маленький порожек. Здоровый человек на это даже не обращает внимание, для него бордюр в 20 сантиметров − это незначительно, а для колясочника − непреодолимое препятствие.

Как происходит взаимодействие водителя и колясочника? Сперва они встречаются глазами на остановке: водителю нужно понять, на этом ли автобусе хочет поехать человек с инвалидностью. Если да, то он открывает переднюю дверь и спрашивает, нужна ли пассажиру помощь и куда он едет. Если необходимо, водитель выходит из салона и помогает колясочнику попасть внутрь транспортного средства. Но когда остановка оборудована правильно, а водитель подъехал так, что человек может попасть в автобус или троллейбус сам, помощь может не потребоваться. Но даже в этом случае все равно следует переспросить. Важно сказать водителю, на какой остановке человек на коляске собирается выходить: тогда тоже можно получше припарковаться. Когда мы встречаемся на тренингах, то обсуждаем эти детали. Они хоть и маленькие, но важные − бывают разные колясочники, разные ситуации, − резюмирует Бауманис.

На пути к инклюзивному пространству

− Я вижу прогресс, наша система меняется. На улицах чаще появляются колясочники, которые раньше сидели дома, а сейчас выходят, посещают спортивные мероприятия, концерты, театры, парки. И, конечно, пользуются общественным транспортом. Сами водители, приходя на наши тренинги, отмечают, что маломобильных пассажиров становится больше. Мы даже часто начинаем занятие с вопроса «Вы когда-нибудь видели таких людей?». Почти всегда отвечают: «Да, видели, перевозили». Сделать пространство максимально инклюзивным можно − важно действовать сообща.

Александра Камко

Фото из архива Сергея Бауманиса

Последние новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + шестнадцать =